суббота, 21 января 2012 г.

Поражение гуманизма (отрывок из книги "Бог, возвращающий радость. История Исава и Иакова"


Поражение гуманизма
В свое время бежавшая в Америку из Советской России будущая великая писательница Алиса Розенбаум, ставшая известной всему миру под именем Айн Рэнд, выразила надежду на то, что на этой земле сможет восторжествовать чистый разум, достаточно трезвый, чтобы, отличая худое от доброго, выбирать доброе. Айн Рэнд идеализирует человека, и, по ее собственным словам, описанный ею герой[1] – это, скорее человек, который мог бы быть, нежели чем человек действительно существующий.
Надежда на торжество здравого смысла – безусловно, прекрасна, но беда в том, что даже самые лучшие из нас не всегда прислушиваются к нему. В Библии мы находим лишающий человечество иллюзий приговор: «Нет праведного ни одного, все согрешили, каждый совратился с пути своего». Таким образом, мы убеждаемся в том, что ни один человек, согласно библейскому определению, не обладает внутренней целостностью. Каждый человек живет в состоянии собственной «гражданской» войны, внутреннего разлада с самим собой. Таким образом, он борется за обретение целостности, за то, чтобы зная добро и зло, выбирать первое и отвергать последнее. А потому выраженная Айн Рэнд надежда на торжество «чистого разума» - красивая, возвышенная, эпическая утопия.
На протяжении всей истории человечества мы нет-нет, да и выражали надежду на то, что человек освободится от сковавшего его разум демонического зла, и на новом витке своей истории наконец-то начнет поступать достойно своего человеческого призвания. Но, нет и увы, нас раз за разом ждало разочарование.
В битве между добром и злом человек, вроде бы борясь за добро, неизменно становился на сторону зла. Эти сражения окончательно истощили нашу веру в себя, и, кажется, что только гордыня не позволяет нам признать окончательной утраты ориентиров и потери представления о том, за что же мы все-таки боремся. Мы боролись за ценность человеческой жизни, но посмотрите, как мы это делали! Мы боролись за право одного человека на свою веру, лишая этого права другого. Мы боролись за право человека на жизнь, отбирая это право другого человека. Мы боролись за права одних людей свободно передвигаться, при этом ограничивая и лишая этого права других. Мы боролись за сексуальную свободу одних, делая других рабами этой свободы. Человеческое безумие, о котором пишет Павел в Послании к Римлянам, в наши дни достигло своего апогея, и произошло это по той же самой причине – люди отказались от Бога[2].
В борьбе за познание и различение добра и зла люди потерпели поражение. «Но почему, – спросите вы, – ведь люди так старались!» Апостол Павел дает нам ответ: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1:25). Вы снова спросите: «Но какое отношение это может иметь к нашему вопросу о познании добра и зла?» Дело в том, что различать добро и зло, не зная Истины, – невозможно. Предлагая первым людям это знание, дьявол сказал очень важную вещь: «и будете как боги», но, будучи как боги, невозможно знать добро и зло. Когда богов становится много – очень тяжело понять, что добро, а что зло – представление об этом у каждого свое. Кто-то из нас осуждает сегодня педофилию, а кто-то ратует за то, что нельзя лишать ребенка права на сексуальную жизнь. Одни пытаются оградить детей от просмотра порнографии, а другие говорят, что мы не должны лишать ребенка права на доступ к любой желаемой для него информации. Кто-то из нас стремится защитить ребенка от влияния гомосексуализма, другие говорят, что нужно дать детям шанс и возможность выбрать свою половую ориентацию. Вы слышите все эти голоса в нашем мире? Это спорят боги, которыми мы стали.


[1]Говард Рорк в «Источнике» и Джон Голт в «Атлант расправил плечи».
[2]См. Рим. 1:21-32.

2 комментария:

  1. Интересно, только вот... Мне кажется, ты взываешь к пустоте. С точки зрения мира (или идеологии гуманизма) нет ни добра, ни зла (во всяком случае в их абсолютном понимании). С точки зрения христиан есть абсолютная уверенность в том, что добро - на их стороне, ну а Истина - она вообще у них в кармане. Надо как-то извернуться и пнуть и тех, и других ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. Мне был нужен этот аргумент, чтобы мои предыдущие рассуждения не выглядели как пелагианство. Могло показаться, что я слишком идеализирую человека, поэтому я решил немного отбалансировать свои взгляды.

    ОтветитьУдалить