воскресенье, 8 января 2012 г.

ПЕНУЭЛ - Глава из книги "Бог, возвращающий радость. История Исава и Иакова"


ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
ПЕНУЭЛ
Пенуэл – это не просто место встречи Иакова с Богом[1], Пенуэл – это и то место, где Иаков встречается с самим собой – эта встреча изменяет его. В этом месте человек сжигает последние мосты между собой и своим прошлым, здесь он отказывается от своего прежнего «я», говоря новозаветным языком, здесь он умирает для себя. И только так он может обрести приготовленные для него обетования. Пересечение потока Иавок и борьба рядом с ним или в его водах весьма символичны – Иавок является своего рода порогом земли Обетованной[2]. Иаков покинул ее двадцать лет назад, спасаясь бегством от Исава, и теперь он возвращается, однако весь вопрос в том, каким человеком он вернется назад?
Иаков отказывается от попыток самостоятельно устраивать свою жизнь. Точно так же, как и в Вефиле, в этот момент своей жизни он остается один на один с Богом[3]. Однако, если событие Вефиля мало что изменило в самом Иакове, – в Пенуэле изменяется само его имя, тем самым намекая нам на изменения в его сущности[4]. С этого момента и далее его жизнь будет идти в полной зависимости от Бога[5].
Пенуэл – это место нашей самой темной ночи и нашей боли. В этом месте мы оставляем часть себя, возможно, ту часть, которую любили, которая была дорога нам, но которой нет места в будущем, которое приготовил для нас Господь. Иаков идет в этой ночи через боль, и его хромота наутро[6] – свидетельство о той боли, через которую он прошел[7]. Он хромает, потому что оставил в Пенуэле часть себя, оставил там свою опору, свои амбиции, оставил то, что было для него дорого и к чему он шел всю свою жизнь. Он оставил то, что стояло между ним и Богом. Еще в материнской утробе Иаков соперничал со своим братом – это соперничество определило его дальнейшую жизнь, а фактически и лишило его жизни. Иаков не жил, он боролся со своим братом, он без конца конкурировал с ним, постоянно пытался что-то доказать ему, а это тяжело назвать жизнью. Соперничество с Исавом давно стало частью Иакова, но с этой частью нужно было расстаться, с таким житейским багажом он не мог стать Израилем.
Это невозможно сделать без борьбы. Это невозможно сделать без мук, без страданий. Чаще всего то, что стоит между нами и Богом, имеет для нас столь важное значение, что мы своей жизни не представляем без него.
Когда я рассуждаю над этой частью истории Иакова, то вспоминаю историю гения математики Джона Форбса Нэша, лауреата Нобелевской премии в области экономики, рассказанную в фильме «Игры разума», где роль главного героя столь восхитительно исполнил Рассел Кроу. История начинается с ранних лет жизни молодого гения Джона Нэша. У него развивается параноидальная шизофрения, сопровождающаяся галлюцинациями, и прогрессирует до такой степени, что ставит под удар его работу и отношения с женой и друзьями. Немалая часть его жизни связана с несуществующими персонажами и иллюзиями, которые не просто реальны для Нэша, но и дороги для него. Однако в какой-то момент Нэш прозревает и осознает, что эта часть его жизни носит иллюзорный характер. Но трагедия этого человека в том, что он любит эту иллюзию и не представляет свою жизнь без того мира, которого, как он понимает, на самом деле не существует. Наиболее трагический момент этой истории – его обращение к наиболее дорогой для него галлюцинации, его единственному другу и соседу по колледжу: «Я люблю тебя, но я больше никогда не подойду и не заговорю с тобою». Какая трагедия - любить и в то же время отказать себе в общении с тем, кого ты любишь! Нэш делает тяжелейший выбор, без чего у него не будет возможности вернуться к нормальной жизни. Когда его номинировали на получение Нобелевской премии, представители комитета по вручению награды приехали к нему, чтобы убедиться в том, что он достаточно адекватен, чтобы предстать перед публикой во время церемонии награждения. Когда представитель комитета поинтересовался состоянием его здоровья, Нэш, улыбнувшись, спросил: «Вы имеете ввиду, продолжаю ли я видеть свои галлюцинации? Да, я их продолжаю видеть». – «Как же вы с этим живете?» – последовал вопрос. – «Я научился не обращать на них внимания», – ответил Нэш.
Нам не избавиться от наших искушений, нам не освободиться от того, что закрывает от нас Бога, но мы можем научиться перестать реагировать на эти раздражители. Мы можем принять решение не позволить им занять в нашей жизни то место, которое принадлежит только лишь Богу.
Пенуэл – страшное, тяжелое место. Его вряд ли можно назвать местом радости. Это место боли и принятия раздирающих сердце решений.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:34-38).

Пенуэл – это разделительная полоса между старой и новой жизнью. Это место умирания и боли, где мы принимаем решение, будем ли достойны милости Бога, Который привел нас сюда. А Бог неизбежно рано или поздно приводит нас в это место. И мне кажется, что мы приходим сюда не единожды.
Как я уже сказал, Пенуэл – место непростых решений, а значит, и боли, где мы лишаемся части себя, лишаемся дорогих сердцу отношений, привычных убеждений, обкатанных годами моделей поведения. Все для того, чтобы оказаться достойным Его. Вопрос, заданный Иакову в Пенуэле, обращен сегодня и к нам: насколько ты хочешь Божьих благословений? Насколько ты хочешь узнать Меня? На что ты готов пойти ради Меня? Чем ты готов пожертвовать для этого? Что ты готов изменить в себе?
Пенуэл – это место, к пребыванию в котором невозможно подготовиться и его посещение нельзя запланировать. Иаков оказался там спустя двадцать лет после начала своего бегства от себя и от Бога. Но попал он туда не тогда, когда решил, что пора или что готов, а тогда, когда Бог решил, что пора поставить его перед выбором.
Иаков, как и любой другой человек – это человек в пути, а потому его характер – это развивающийся характер[8]. Он изменяется, и из молодого человека, позволяющего другим манипулировать собою, Иаков превращается в зрелого патриарха, борющегося с Богом за обретение своей целостности. Прилагая все силы, Иаков вцепился в своего противника и взыскал у него благословения. Знал ли Иаков, с кем он боролся, или нет, мы можем только строить догадки. Но вот знавший в точности, с кем Он борется, противник Иакова задает ему чисто риторический вопрос: «Как имя твое?» (Быт. 32:27). Аллен Росс пишет: «Называя свое имя, Иаков раскрывает свою сущность.… Здесь «схватившийся за пяту» сам был схвачен и должен был раскрыть свою истинную сущность прежде, чем он мог быть благословен»[9]. Другими словами, ветхий Иаков должен увидеть себя таким, каким его все это время видел Бог, чтобы в итоге иметь возможность стать обновленным Израилем. Мы не сможем измениться до тех пор, пока не согласимся увидеть себя в зеркале Божьего Слова. Новое имя будет даровано нам только тогда, когда мы честно назовем по имени свою ветхую сущность.
Согласно Синодального текста, 28-й стих 32 главы книги Бытие читается следующим образом: «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Большинство английских версий предлагает другую концовку стиха: «… ибо ты боролся с Богом и человеками и одолел». Что подтверждается и греческим текстом Септуагинты:
ei=pen de. auvtw/| ouv klhqh,setai e;ti to. o;noma, sou Iakwb avlla. Israhl e;stai to. o;noma, sou o[ti evni,scusaj meta. qeou/ kai. meta. avnqrw,pwn dunato,j (Genesis 32:29)
и Ивритом:
yKiÞ ^êm.vi ‘dA[ rmEïa'yE ‘bqo[]y: al{Ü rm,aYO©w: WTT Genesis 32:29
: ~yviÞn"a]-~[iw> ~yhi²l{a/-~[i t'yrIôf'-yKi( lae_r"f.yI-~ai

«Одолел» – перевод, используемый большинством английских переводов. Но, как отмечает Раввин Артур Васков, еврейское слово yacholti означает «ты был способен», «ты справился», что является более точным переводом для того, кто боролся с Богом и ушел в боли, оставшись на всю жизнь хромым[10]. Хромота Иакова будет напоминать ему, что, борясь в Пенуэле, он потерял часть себя. Последствия той борьбы, которую вел Иаков, опираясь на свои силы и способности, всегда будут откликаться болью при ходьбе. Всякий раз, когда он будет ступать на свою ногу, он будет вспоминать о том, что его опора – не он сам, а всемогущий Бог.
Необходимость потери какой-то части себя созвучна новозаветному призыву Христа «отрубить руку» или «вырвать глаз», то есть оставить все то, что мешает нам двигаться навстречу Богу. Следование за Богом включает в себя не только радость, но и боль. Процесс удаления каждой ветхой частички нашей личности сопровождается душевной болью и мукой, и тем, кто по-настоящему пытается идти за Христом, путь этот вряд ли покажется увеселительной прогулкой.
Но что же значит это новое имя «Израиль?» И Бытие 32:28, и Осия 12:3 передают смысловое значение этого имени глаголом «бороться», таким образом, имя «Израиль» может быть истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться», или «Бог борется»[11]. Таким образом, как отмечает Аллен Росс, это имя становится и девизом – «Бог борется», и напоминанием – «борющийся с Богом»[12]. Это имя раскрывает характер и амбиции всей нации, в этом имени их надежда и их вызов всему человечеству – Израиль готов бороться с целым миром, и даже с Самим Богом[13].
Иаков получил не только желаемое, но даже и то, о чем мог только мечтать – Бог благословил его, открыв, с Кем же он на самом деле боролся. Знал ли Иаков, с Кем он боролся? Мне кажется – знал, но тогда как понять его вопрос: «Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое» (Быт. 32:29). Цель вопроса не ясна, что показывает и ответ, который он услышал: «И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Быт. 32:29). Итак, Иакову нет нужды спрашивать имя, чтобы узнать Личность того, с Кем он боролся – это уже открыто в его новом имени. Тогда что? Возможно, что все дело в религиозном магизме того времени, знание имени божества предполагало возможность контроля над ним. Тогда ответ должен был означать следующее: Иаков, хоть ты и стал Израилем, потому что был способен бороться с Богом, но у тебя нет ни малейшего шанса контролировать Бога – победить в этой борьбе. Несмотря на то, что Иаков и боролся с Богом, на самом деле его настоящая борьба была не с Ним, а с самим собой. Чтобы обновить свою сущность, Иаков был должен победить самого себя.


[1]«И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). В мире библейской науки ведутся ожесточенные споры о том, с кем же именно боролся Иаков и что же с ним происходило на самом деле. В своей статье «Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» Аллен Росс приводит краткий обзор основных точек зрения. Так, существует мнение о том, что Иаков видит очередной сон-откровение, среди сторонников этой позиции Росс отмечает Иосифа Флафия. Следующая позиция отстаивает аллегорическое толкование, таким образом, здесь представлена борьба плоти и Логоса (Клемент Александрийский) или добродетелей и пороков (Филон). Начиная с Иеронима, появляется целая плеяда ученых, отстаивающих предположение о том, что в этом отрывке представлен образ долгой и искренней молитвы. Однако согласно позиции раввинистического иудаизма, в отрывке представлена реальная борьба Иакова с ангелом Исава (Рабби Хана и Рабби Ханина). Среди более современных нам точек зрения можно найти версии от борьбы Иакова с речным богом до рассмотрения этой истории как выдумки или мифа (См.«Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» by Allen P. Ross. BSac—V142 #568—Oct 85—339. Multiple, Bibliotheca Sacra, (Dallas, Texas: Dallas Theological Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999).
Библейский текст говорит нам о борьбе с Богом, и поскольку Иаков не знал другого Бога, кроме Бога своих праотцев, Бога Авраама и Исаака, я не вижу причин, чтобы предполагать, что он боролся с Кем-то еще. Др. Герман Хойт утверждает, что Иаков боролся с предвоплощенным Христом. См. «The Purpose and Program of the Prophetic Word» by Herman A. Hoyt. —GTJ—V4 #2:163-171—Fall 83—163. Multiple, Grace Theological Journal, (Winona, IN: Grace Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999.
[2]Cf. Ibid.
[3]Между этими двумя событиями в жизни Иакова может быть проведено множество параллелей. Сон в Вефиле и борьба в Пенуэле происходят на «пороге» Обетованной Земли. И здесь, и там присутствуют ангелы. Для обоих событий характерен страх перед Исавом: в Вефиле Иаков бежит от Исава, в Пенуэле он готовится к встрече с ним. Также Эдвард Куртис указывает на стилистические, языковые и структурные параллели этих двух событий. См. «Structure, Style And Context As A Key To Interpreting Jacob’s Encounter At Peniel» by Edward M. Curtis. JETS 30/2 (June 1987) 130. Multiple, Journal of the Evangelical Theological Society, (Lynchburg, VA: JETS (Electronic edition by Galaxie Software)) 1998.
[4]Не делая никаких громких заявлений на этот счет, все же хочу отметить ту ответственность, которая теперь лежала на Иакове. В своей молитве, записанной в предыдущих стихах, он молится Богу такими словами: «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана» (Быт. 32:10).
[5]Дэвид Алан Блэк считает, что, подобно Павлу (1. Кор. 15:43), Иаков учится полной зависимости от Бога только после того, как получает символический физический недостаток. См. «Paulus Infirmus: The Pauline Concept of Weakness» by David Alan Black.—GTJ—V5 #1—Spr 84—86. Multiple, Grace Theological Journal, (Winona, IN: Grace Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999. Однако, как отмечает Эдвард Куртис, последующие приготовления к встрече с Исавом (подарки для Исава, разделение стана, ожидание гибели части стана), говорят нам о том, что упование это было частичным. (См. «Structure, Style And Context As A Key To Interpreting Jacob’s Encounter At Peniel» by Edward M. Curtis. JETS 30/2 (June 1987) 130. Multiple, Journal of the Evangelical Theological Society, (Lynchburg, VA: JETS (Electronic edition by Galaxie Software)) 1998). С этим тяжело не согласиться, более того, это только подтверждает, что люди не меняются в одночасье. Поэтому даже пережив встречу с Богом, обращение, засвидетельствованное покаянием, человек должен будет годами работать над собой, чтобы полностью изменить свою сущность, что, конечно же, будет невозможно без дарованной нам Божьей благодати.
[6]Аллен Росс делает важное наблюдение относительно времени в этой истории. Борьба начинается не раньше, чем сгущаются сумерки, но также она прекращается, едва забрезжил рассвет. Таким образом, именно неспособность Иакова разглядеть, с кем же он боролся, позволила ему вовлечь себя в эту борьбу и продолжать ее с таким упорством (См. «Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» by Allen P. Ross. BSac—V142 #568—Oct 85—345. Multiple, Bibliotheca Sacra, (Dallas, Texas: Dallas Theological Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999).
[7]Хромота Иакова – это также доказательство того, что это была реальная и физическая борьба, а не сон, аллегория или миф.
[8]See. Waskow. http://www.theshalomcenter.org/node/708
Cf. Yairah Amit, Reading Biblical Narratives. Literary Criticism and the Hebrew Bible. (Minneapolis: Fortress Press, 2001), 73.
[9]«Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» by Allen P. Ross. BSac—V142 #568—Oct 85—345. Multiple, Bibliotheca Sacra, (Dallas, Texas: Dallas Theological Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999.
[10]See. Waskow. http://www.theshalomcenter.org/node/708
[11]Cf. «Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» by Allen P. Ross. BSac—V142 #568—Oct 85—345. Multiple, Bibliotheca Sacra, (Dallas, Texas: Dallas Theological Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999.
[12]Там же.
[13]«С первого взгляда может показаться, что эта история должна прославлять физическую силу и дерзновенный дух праотца Израильтян. Однако, как и в том, что касается всей истории этого народа, здесь показано, через что весь Израиль как нация проходит время от времени с Богом. История Израиля-человека - это как разыгранная притча из жизни нации, в которой почти что пророчески представлена полная история взаимоотношений их с Богом, как борьба, пока не наступил рассвет. Патриарх представляет настоящий дух нации, вовлеченный в упорную борьбу с Богом, пока они не станут сильными в Его благословении. Соответственно, к нации обращаются и как к Иакову, и как к Израилю, в зависимости от того, какой характер преобладает.
Смысл этой истории ясен. Израиль, входящий в Землю Обетованную, должен помнить: победа Израиля придет не благодаря обычным способам, которыми народы одерживают свои победы, но благодаря силе Божественного благословения. И в более поздней своей истории, Израилю будет напоминаться, что восстановление земли придет не благодаря мощи, не благодаря силе, но благодаря Духу Господа Бога, Который сражается за Свой народ (Зах. 4:6)». («Studies in the Life of Jacob. Part 2: Jacob at the Jabbok, Israel at Peniel» by Allen P. Ross. BSac—V142 #568—Oct 85—345. Multiple, Bibliotheca Sacra, (Dallas, Texas: Dallas Theological Seminary (Electronic edition by Galaxie Software)) 1999).

Комментариев нет:

Отправить комментарий