пятница, 23 декабря 2011 г.

"Анатомия" греха (набросок к главе из новой книги "Анатомия греха")


В своей книге «Бог есть. Что дальше? Как стать теми, кем мы призваны быть» Том Райт приводит данные современных исследований человеческого мозга свидетельствующие о том, что выбор определенного типа поведения создает новые информационные связи в его мозге. «Эти новые связи «проводов» образуются постоянно, в соответствии с тем поведением, которое мы выбираем, так что такое поведение становится привычным. Более того – некоторые участки мозга становятся активнее, если какое-то привычное поведение человека основывается на их работе»[1].
Джон Медина автор книги «Законы мозга» утверждает: «Мозг действует подобно мышцам. Чем больше определенный отдел работает, тем крупнее и сложнее он становится»[2].
Том Райт пишет: «Если в мозге однажды устанавливается определенный набор взаимосвязей, особенно если здесь участвуют сильные эмоции и яркие телесные ощущения, как приятные, так и болезненные, в другой раз эти взаимосвязи устанавливаются легче»[3].
С каждым разом возвращаясь к одному и тому же греху, от него сложнее избавиться. Евреи говорят, что грех проделывает в душе человеку борозду, и с каждым повторением эта борозда становится все глубже и глубже. Поэтому бороться с грехом становится все сложнее и сложнее. Это подчеркивает пример рассказанный Христом: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:43-45).
Я не ставлю под вопрос случаи одержимости, и все же учитывая все выше сказанное мне кажется, что иногда мы имеем дело с чем-то другим, а именно, с привычкой человека ко греху. Совершая один и тот же грех, человек развивал в своем мозге соответствующие связи и участки, поэтому он стал совершать определенные поступки, подчиняясь выбору своего мозга. Так люди определенных профессий тренируют свое тело, а вместе с этим и мозг, чтобы действовать в определенных ситуациях автоматически. Иногда мы по невежеству можем считать, что человеческое тело действует на автомате, но это не так, человеческое тело всегда действует исключительно подчиняясь командам своего мозга. Поэтому победа над греховной привычкой потребует от человека не меньших, а возможно даже больших усилий, чем те, с которыми она приобреталась.


[1]Том Райт, Бог есть. Что дальше? Как стать теми, кем мы призваны быть / [пер. с англ. М.Завалова]. – М.: Эксмо, 2011. – С. 69.
[2]Джон Медина, Законы мозга, процитировано Том Райт, Бог есть. Что дальше? Как стать теми, кем мы призваны быть / [пер. с англ. М.Завалова]. – М.: Эксмо, 2011. – С. 69.
[3]Том Райт, Бог есть. Что дальше? Как стать теми, кем мы призваны быть / [пер. с англ. М.Завалова]. – М.: Эксмо, 2011. – С. 69-70.

10 комментариев:

  1. Ну, в случае одержимости в мозгу у человека наверное происходят те же процессы, так что противоречии нет. Хотя конечно далеко не всякий грех есть результат одержимости.

    ОтветитьУдалить
  2. Порой верующим людям свойственно мистифицировать вполне объяснимые с точки зрения здравого смысла процессы и явления. Таким образом, мне кажется, что иногда одержимостью называется навязчивое стремление человека грешить, но оно не обязательно является продуктом бесовского влияния, порой это результат того вреда, который человек наносит своему мозгу, повторяющимися греховными действиями.

    ОтветитьУдалить
  3. «Эти новые связи «проводов» образуются постоянно, в соответствии с тем поведением, которое мы выбираем, так что такое поведение становится привычным. Более того – некоторые участки мозга становятся активнее, если какое-то привычное поведение человека основывается на их работе»[1].
    А можно ли то же самое сказать о святости ? Или святость не может стать привичным ? Или она всегда требует морального напряжения ? И не становится привычкой ?

    ОтветитьУдалить
  4. Вахрам, именно это и пытаеся сказать Том Райт, которого я цитировал выше в своей заметке, вот что он пишет: "если я решил сдержать мое раздражение против скучного попутчика в поезде и вместо этого развивать терпение, в мозгу образуются связи, которые помогут мне проявить терпение и в том случае, когда кто-то обрушится на меня с грубыми оскорблениями".
    Таким образом, святость то же может стать "привычкой", поступать правильно требует от нас напряжения на начальном этапе, но постепенно это становится частью нашего характера и мы поступаем правильно "автоматически".

    ОтветитьУдалить
  5. Нууу, легко сказать, но как трудно запустить процесс образования новых связей в сторону святости, а в сторону греха: так легко!))) Может это свидетельствует о том что у нас греховная природа ?, природа первого Адама?

    ОтветитьУдалить
  6. А какая природа у тех из нас, кто пережил встречу с Последним Адамом?
    "Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:45-49).

    ОтветитьУдалить
  7. Вот еще одна хорошая цитата в продолжение темы у Райта: «Проблема аутеничности отчасти состоит в том, что не только добродетели становятся привычкой: чем чаще кто-то своим поведением причиняет вред себе и другим, тем более «естественным» это поведение кажется и на самом деле становится. Предоставленная самой себе спонтанность может вначале помогать человеку находить оправдание своим дурным поступкам, а в итоге может научить его любить порок».

    ОтветитьУдалить
  8. Ну, я редко встречал рожденных свыше христиан, кто носит "образ небесного"(оговорюсь, что и себя отношу к ним). Может Павел говорил о будущем веке. Ведь он говорит и про себя "БУДЕМ носить образ небесного". Будем... И Райт говорит в этом отрывке о спонтанности. Может грх спонтанен, а святость не спонатанна. Спор кальвинистов и арминиан, может немножко о другом, но затрагивает тему греховности человеческои природы и пелагианство тоже о том же. Может настало время более глубокого изучния этой проблемы, языком современной культуры. Ведь проблема актуальная. Проблема разочарования от христианской жизни, от невозможности святой жизни, от церкви, которая некак не свята.

    ОтветитьУдалить
  9. И ногда настает потребность на обличение, даже я бы сказал мода на обличение: покойный Вилкерсон, Пол Вошер, даже Бивер итд. И люди как согласны, как кивают головой на обличение, цитируют эти проповеди в сети и какие комменты. Есть осознание фундаментального несоответсвия христианским стандартам. Проповедь или пророческое слово могут и наверное должны быть обличительными. Но богословие наверное должна осмысливать это фундаментальное несоответсвие. Осмысливать реальность. Переосмысление христианской антропологии. А мижет и я ошибаюсь. Ва-у книгу "Бог под арестом" я читал лишь отрывками, но обличительный пафос и там налицо.

    ОтветитьУдалить
  10. В книге "Бог под арестом" я рассматривают одну единственную проблему (правда с разных сторон) - порабощение верующего человека религиозной системой. Согласен, сегодня можно говорить о моде на обличения, но этой моде уже очень много лет - она была центральным элементов в служении Израильских и Иудейских пророков, равно как и в служении Христа, равно как и в служении апостолов. Вся жизнь человека - возможность, шанс исправиться. Некоторые люди видят необходимость исправляться сами, так сказать без чужой указки, но есть и те, кому нужно указывать на определенные проблемы и несоответствие Божьему идеалу. Но важно делать это опираясь на Писание, так чтобы обличение не выродилось в обычное осуждение.
    Что касается "переосмысления христианской антропологии", здесь я соглашусь с Вами полностью - акценты должны быть изменены: основным мотивом в желании человека измениться должно быть не обличение в его греховности, а откровение о его сыновстве. Другими словами, человек перестает грешить не потому, что знает о наказании и о том, что это плохо, но потому что ему открыто, кем он является во Христе и что его новая природа свободна от всяких обязательств перед грехом (Рим. 7-8). Именно это я имел в виду, когда цитировал Павла "каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные". Наша земная жизнь сводится к непрерывному узнаванию Небесного, чтобы в конечном и мы могли быть "небесными".
    Понимаете?
    Мы грешим именно тогда, когда позволяем себе забыть о том, кто мы!!!

    ОтветитьУдалить