Маккоби делает важное и интересное предположение о том, что въезд Иисуса в Иерусалим пришелся не на весну, когда праздновался Песах, а на осень, т.е. на время празднования Суккот[1]. Он приводит целый ряд любопытных аргументов в подтверждение этой гипотезы.
Первый аргумент Маккоби
«Любопытное подтверждение того, что временем триумфального Входа в Иерусалим была осень, можно найти в истории о том, как Иисус проклинает смоковницу сразу после въезда в город. Иисус, по-видимому, увидел смоковницу без плодов и сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек», после чего смоковница засохла. Стало быть, это должно было происходить осенью, так как весной никто не ожидал бы увидеть смоковницу, усыпанную плодами. Причина возмущения Иисуса, видимо, такова: библейские пророки предсказали, что время Мессии будет временем небывалой плодовитости растений и животных (например, Иоиль, 2:22: «смоковница и виноградная лоза покажут свою силу»). Иисус, приверженный галилейской веры в злых духов, мог решить, что в смоковнице обитает злой дух, борющийся против Царства Божия»[2]. Аргумент Хаяма Маккоби о бессмысленности ожидания от смоковницы плодоношения не в установленный природой срок, безусловно, заслуживает внимания, но не уважения. Автор имел бы право на свою гипотезу, если бы речь шла о климатических условиях, скажем современной Беларуси, где урожай с плодовых деревьев снимается один раз в году, и происходит это соответственно осенью. Но в данном случае речь идет об Израиле, где климатические условия позволяют инжиру или смоковнице плодоносить до трех раз в год.
Энциклопедия Брокгауза сообщает: «В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. "ранние смоквы" [евр. паггим], к-рые символизируют конец зимы (Песн 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на к-ром нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф 21:18 и след.; Мк 11:12 и след.). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы [евр. биккура; Ос 9:10], созревающие в конце мая - начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, к-рые приносят т.н. "поздние смоквы" [евр. теэна]. Эти плоды, к-рые собирают в конце августа, - самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1 Цар 25:18; 1 Пар 12:40)».
Таким образом, первый аргумент Маккоби о том, что въезд Иисуса в Иерусалим произошел не весной, а осенью оказывается несостоятельным.
Второй аргумент Маккоби
Второй аргумент Маккоби
Следующий аргумент Маккоби строится на позиционировании Христом Себя в качестве царя-избавителя, что приобретало особое значение именно в праздник Суккот. «То, что толпа возглашает именно «Осанна» (еврейское Гоша-на, «спаси, пожалуйста»), также подтверждает осеннюю датировку въезда Иисуса. Этот возглас используется в богослужении Суккот и нигде более. Возглас этот был обращен к Богу, а не к Иисусу, и означал примерно следующее: «Спаси нас, Боже, через посредство твоего помазанника». Слово «спаси» в Писании всегда связано с милостью Божией, оказанной через посредство правителей и героев, защищавших Израиль от его врагов. Молитва о спасении возносилась в праздник Суккот и особенно подходила для приветствия Иисуса, царя-избавителя»[1]. Этот аргумент Маккоби безусловно заслуживает большего внимания, чем предыдущий. Осанна и в самом деле являлось греческой формой еврейского выражения "(О, Господи), спаси же!") (Пс 117:25). Когда Иисус входил в Иерусалим, народ ожидавший увидеть в Нем Спасителя-Мессию, приветствовал Его возгласами: "Осанна Сыну Давидову!", "Осанна в вышних!" (Мф 21:9,15; Мк 11:9,10; Ин 12:13). Само по себе выражение "в вышних" (Мк 11:10) свидетельствует о том, что содержащийся в этом возгласе призыв обращен к Богу.
«Это приводит нас к моменту еще более важному: праздник Суккот был в некотором отношении царским праздником. Как правило, еврейское царское семейство играло в религиозном церемониале лишь малую роль; но в праздник Суккот представлял исключение. Раз в семь лет во время этого праздника царь входил в храмовый двор и в присутствии всего народа (включая женщин и детей!) читал в слух отрывки из книги Второзакония, в том числе так называемый «Царский раздел», где говорилось о его обязанностях (Втор., 17:14-20).
Мишна описывает этот ритуал следующим образом:
«Как это происходило? По окончании первого дня праздника Суккот, по прошествии субботнего года, готовили для него во дворе Храма деревянную платформу, на которой он восседал… Настоятель синагоги брал свиток Закона и давал его распорядителю, а распорядитель давал его первосвященнику, а первосвященник давал его царю, а царь принимал его стоя, и за это мудрецы хвалили его. И когда он дошел до места «Не ставь над собой иноземца, который тебе не брат», глаза его наполнились слезами, но они кричали ему: «Ты брат наш! Ты брат наш!» (Мишна, Сота, 7:8).
Этот отрывок показывает, что чтение Закона царем проводилось каждые семь лет. Несомненно, Иисус приурочил свой въезд к концу субботнего года, когда происходило такое чтение. Он очевидно тщательно планировал время своей коронации и царского шествия к Иерусалиму, чтобы прибыть как раз к началу этого праздника. Затем он намеревался войти в храмовый двор в качестве царя и возобновить ритуал, проводившийся его великими предшественниками на троне Давида. Именно этот акт более любого другого знаменовал был его восшествие на престол и его намерение исполнять обязанности царя и спасителя»[2].
Как уже упоминалось выше этот аргумент Маккоби заслуживает большего уважения, чем его аргументация к эпизоду с проклятием смоковницы. Однако он также может быть оспорен. По мнению некоторых богословов, служение Христа началось в 26 году нашей эры и этот год в Израиле был Юбилейным[3], а не год Его распятия, как это предполагает Маккоби.
Заключение
Заключение
Осенний въезд Иисуса в Иерусалим важен для Маккоби для поддержания его идеи о намерениях Христа «сразиться с римлянами прежде, чем окончится праздник Суккот»[1], что соответствует мессианским чаяниям отображенным в книге пророка Захарии 14:16; христианство же намеренно искажает датировку въезда и таким образом распятия, поскольку «для позднейшей христианской церкви важнейшим событием в жизни Иисуса стала его смерть на кресте»[2]. И дело здесь даже не в проповедуемой христианством доктрине замещения и искупительной жертвы, а в ассоциации с языческими культами воскресающих богов Адониса, Аттиса и Осириса – «смерть юного бога происходила весной. Поэтому триумфальный Вход в Иерусалим стал перекликаться с чествованием юного бога перед его жертвоприношением в этих культах… Привлекательность христианства для языческой античности во многом зависела от таких родственных черт и ассоциаций»[3].
Однако самой евангельской идее подобная позиция не соответствует – Христос проповедовал своим Первым пришествием именно начало эры избавления, что и символизирует собой Пасха, а не ее триумфальное завершение, чему конечно же больше соответствует идея праздника Суккот[4]. Маккоби считает, что позднейшая христианская церковь изменила датировку въезда в Иерусалим в следствие того, что в Иерусалиме Христа ждало совершенно неожиданное поражение его (предполагаемого согласно Маккоби) восстания, таким образом церковь превратила провал Иисуса в Его культ[5]. Интересно было то, что вооруженное восстание согласно евангельскому свидетельству носило весьма странные военные приготовления: «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лук.22:38). Итак, Иисус и его последователи хотели уничтожить римский гарнизон Иерусалима, будучи вооруженными всего двумя мечами.
[1]Хаям Маккоби, Революция в Иудее. пер. с англ. А. Членова. – Москва/Иерусалим: Мосты Культуры/Гешарим, 2007. – С. 180.
[2]Там же.
[3]Там же. – С. 181.
[4]Ср. там же.
[5]См. там же.
[1]Там же. – С. 176.
[3]См. John Howard Yoder The Politics of Jesus: Behold the Man! Our Victorious Lamb, (Grand Rapids: Eerdmans Publishing Co., 1994), 60 – 61. Джон Ховард Йодер во многом популяризировал гениальную гипотезу, выдвинутую в докторской диссертации французским богословом Андре Трокме. Andre Trocme , Jesus and the Nonviolent Revolution. Scottdale: Herald, 1973.
Комментариев нет:
Отправить комментарий