пятница, 23 декабря 2011 г.

Автор Евангелия от Иоанна был неевреем? (позиция Хаяма Маккоби)


Маккоби приходит к заключению, что Евангелие от Иоанна было написано неевреем основываясь на анализе антиеврейского языка этого послания. Так он отмечает: «Иисус изображен у Иоанна как нееврей. Так, он говорит о «вашем законе» и «праздниках евреев» («иудеев»), как будто евреи, к которым он обращается, принадлежат к другому народу»[1].
Но в таком случае Маккоби должен был бы на тех же основаниях предъявить претензии к изображению в Торе нееврейскости Моисея и придти к выводу о том, что Тора была написана неевреем: «Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему, Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке» (Втор.1:32,33). Маккоби критикует Евангелия за антиеврейскость на том основании, что в Евангелиях содержится критика евреев, но даже если мы сложим воедино весь негатив по отношению к евреям показанный нам в Еванеглиях, все это просто ничто в сравнение с критикой евреев в Ветхом Завете. Пользуясь аргументацией Маккоби, Тора может быть показана как самый антиеврейский документ. Евреи отказываются иметь личные отношения с Богом и требуют от Моисея стать их посредником. Едва пережив откровение Живого Бога, они заставляют Аарона сделать им для поклонения золотого тельца. Они постоянно ропщут. В конечном итоге автор Пятикнижия «заставляет» их всех погибнуть в пустыне за исключением двух человек – ну разве это не повод, чтобы обвинить автора в антиеврейских настроениях?


[1]Хаям Маккоби, Революция в Иудее. пер. с англ. А. Членова. – Москва/Иерусалим: Мосты Культуры/Гешарим, 2007. – С. 243.

1 комментарий:

  1. В общем-то на этой заметке я заканчиваю разбор книги Хаяма Маккоби "Революция в Иудее". На мой взгляд с научной точки зрения книга написана весьма поверхностно, в большинстве случаев мы имеем дело не с исследованием, а с разыгравшимся воображением автора.

    ОтветитьУдалить