вторник, 3 марта 2015 г.

Испытание мечты (отрывок из новой книги)

Бывает так, что некогда жизнерадостный и предприимчивый человек, вдруг теряет к жизни всякий интерес. Он, как бревно, сплавляемое по реке, пассивно плывет по течению, абсолютно не сопротивляясь и ни за что не борясь. Возможно, это произошло, когда он осознал, что обстоятельства сильнее его или когда он потерял кого-то настолько ценного, что дальнейшая жизнь кажется ему абсолютно бессмысленной. Авраам стал таким человеком, женившись.
Я чувствую, как хмурятся брови моих читательниц (и расплываются в улыбках довольные лица читателей), поэтому спешу объясниться. Мир Авраама отличался от нашего. Всего десять поколений отделяло Авраама от вышедшего из ковчега Ноя и его немногочисленного семейства. С тех пор людей, конечно же стало больше, но этот мир все еще был прекрасен и чист, как белоснежный лист бумаги, на котором может быть написана любая история. Куда бы не обращался взгляд Авраама, разум задыхался от обилия возможностей и перспектив – земля ждала тех, кто поселится на ней и начнет ее возделывать. Главным богатством этого мира было потомство – в мире едва оправившимся от потопа, потомство было ключом к успешной и перспективной жизни. Поэтому все мечты Авраама разбиваются, едва он осознает, что его жена бесплодна: «Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сара была неплодна и бездетна» (Быт.11:29,30). Сегодня Авраам вряд ли бы стал так убиваться, но в то время мир был другим. Населявшие его люди помнили о повелении Бога – плодиться и размножаться, поэтому большое потомство рассматривали как свидетельство Божьего благополучия, а отсутствие такового говорило о том, что на Небе от тебя отвернулись.
В этом мире Авраам становится крайне бесперспективным человеком, и может быть именно поэтому первые шаги Авраама в его истории столь пассивны – их делает не он, а его отец: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт.11:31).  Фарра берет Аврама, для того, чтобы идти из Ура Халдейского в Ханаанскую землю. В этой истории два пассивных персонажа – Лот и Авраам. У одного умер отец, поэтому он вынужден следовать за своим дедом, у другого была бесплодная жена, и ему было все равно, куда идти и что делать. Что движет самим Фаррой, почему он принимает такое решение, нам неизвестно – рассказчик не говорит нам об этом ничего. Когда же Фарра умирает, вмести с ним умирает и та движущая сила, которая привела Авраама из Ура Халдейского в Харран. Мы не знаем, сколько времени проводит там Авраам после смерти своего отца, но мы знаем точно – движение, как свидетельство о возвращении жизненной перспективы, начинается вновь только после того, как Авраам услышал:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3).

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Великолепно, Александр!
    А по поводу Фарры сам Танах предоставляет нам несколько вариантов восприятия. Да и традиция в этом плане не отстаёт, так же имея несколько вариантов мотивации Фарры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктор, спасибо, что подсказали, где искать? Обязательно займусь этим в ближайшее время.

      Удалить