Бывает
так, что некогда жизнерадостный и предприимчивый человек, вдруг теряет к жизни всякий
интерес. Он, как бревно, сплавляемое по реке, пассивно плывет по течению,
абсолютно не сопротивляясь и ни за что не борясь. Возможно, это произошло,
когда он осознал, что обстоятельства сильнее его или когда он потерял кого-то
настолько ценного, что дальнейшая жизнь кажется ему абсолютно бессмысленной. Авраам
стал таким человеком, женившись.
Я
чувствую, как хмурятся брови моих читательниц (и расплываются в улыбках
довольные лица читателей), поэтому спешу объясниться. Мир Авраама отличался от
нашего. Всего десять поколений отделяло Авраама от вышедшего из ковчега Ноя и
его немногочисленного семейства. С тех пор людей, конечно же стало больше, но
этот мир все еще был прекрасен и чист, как белоснежный лист бумаги, на котором может
быть написана любая история. Куда бы не обращался взгляд Авраама, разум задыхался
от обилия возможностей и перспектив – земля ждала тех, кто поселится на ней и
начнет ее возделывать. Главным богатством этого мира было потомство – в мире
едва оправившимся от потопа, потомство было ключом к успешной и перспективной
жизни. Поэтому все мечты Авраама разбиваются, едва он осознает, что его жена
бесплодна: «Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены
Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сара была неплодна и
бездетна» (Быт.11:29,30). Сегодня Авраам вряд ли бы стал так убиваться, но в то
время мир был другим. Населявшие его люди помнили о повелении Бога – плодиться
и размножаться, поэтому большое потомство рассматривали как свидетельство
Божьего благополучия, а отсутствие такового говорило о том, что на Небе от тебя
отвернулись.
В
этом мире Авраам становится крайне бесперспективным человеком, и может быть
именно поэтому первые шаги Авраама в его истории столь пассивны – их делает не
он, а его отец: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука
своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура
Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они
остановились там» (Быт.11:31). Фарра берет Аврама, для того, чтобы идти из
Ура Халдейского в Ханаанскую землю. В этой истории два пассивных персонажа –
Лот и Авраам. У одного умер отец, поэтому он вынужден следовать за своим дедом,
у другого была бесплодная жена, и ему было все равно, куда идти и что делать. Что
движет самим Фаррой, почему он принимает такое решение, нам неизвестно –
рассказчик не говорит нам об этом ничего. Когда же Фарра умирает, вмести с ним
умирает и та движущая сила, которая привела Авраама из Ура Халдейского в
Харран. Мы не знаем, сколько времени проводит там Авраам после смерти своего отца,
но мы знаем точно – движение, как свидетельство о возвращении жизненной
перспективы, начинается вновь только после того, как Авраам услышал:
«И
сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца
твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и
благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я
благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся
в тебе все племена земные» (Быт.12:1-3).
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВеликолепно, Александр!
ОтветитьУдалитьА по поводу Фарры сам Танах предоставляет нам несколько вариантов восприятия. Да и традиция в этом плане не отстаёт, так же имея несколько вариантов мотивации Фарры.
Виктор, спасибо, что подсказали, где искать? Обязательно займусь этим в ближайшее время.
Удалить